25 мар. 2010 г.

Не перегнуть палку

Tata.tu

Правильное расписание занятий для маленького ребенка – не такая простая вещь, как кажется. Дети все разные: что одному развлечение, другому – нервный срыв. Куда отдать малыша двух-четырех лет, чтобы и польза была, и удовольствие?

Дети, которые ходят в садик, как правило, не нуждаются в дополнительных занятиях. Ну разве что можно записаться в кружок по интересам, проходящий по выходным дням. А вот "домашним" ребятам выходить "в свет" совершенно необходимо.

Сегодня популярны группы раннего развития. Преимущества очевидны: систематичность (что особенно важно для домашних детей), группы маленькие (подход почти индивидуальный), на занятиях может присутствовать мама. Очень важно подобрать группу, которая подходила бы вашему ребенку и по времени, и по количеству занятий, и по числу занимающихся там детей. Если занятия и их длительность не соответствуют возможностям вашего ребенка – ждите эмоциональный срыв. На уроке-то он будет активен, бодр и весел, а дома начнутся капризы пополам с истериками – так сбрасывается нервное напряжение. В таком случае нужно отложить групповые занятия на месяц-другой, а то и на год. Или перейти в группу, где изучают только один предмет - тот, который больше по душе вашему ребенку. А иногда бывает достаточно поменять часы занятий - найти такую группу, расписание которой соответствовало бы биологическим ритмам вашего ребенка.

Какой продолжительности должно быть занятие с дошкольником? Есть официальный документ под названием "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", на который ориентируются дошкольные учреждения. Таких норм стоит придерживаться и тем, кто занимается с ребенком дома. Для детей от полутора до трех лет рекомендовано одно занятие в день - не более 8 - 10 минут. Четырехлетние не должны заниматься более двух раз в день по 15 минут, а пятилетние - трех раз по 20 минут. Шестилетние занимаются уже по 25 минут, три раза в день. Перерывы между занятиями — 10 минут и больше. Впрочем, допустимы незначительные отклонения от стандартов – дети ведь все разные. Кто-то увлеченно водит кисточкой по листу бумаги в течении часа, а бывают такие, которым нужно каждые пять минут предлагать новый вид деятельности.

Нормы – это нечто среднее, а у каждого ребенка свои возможности. Как понять, что для вашего ребенка нагрузка слишком велика? Надо просто понаблюдать, присмотреться к глазам, к координации движений. Усталость сразу же проявляется на телесном уровне. Если ребенок после занятия засыпает, не дождавшись обеда, или спит дольше обычного, значит, организм компенсирует большие затраты. Бывает и наоборот - обычно ребенок быстро засыпает днем, а тут никак не уснет... В общем, обращайте внимание на любые изменения. Это не значит, что при первых же признаках нервозности нужно немедленно прекращать занятия - ко всему новому ребенок привыкает постепенно. Вот если через месяц-два эти признаки не исчезнут – это повод пересмотреть нагрузку. Работа дома – это одна нагрузка, а в коллективе, да еще под руководством чужого человека, – совсем другая.

Например, мой сын, когда был маленьким, совершенно не выносил громкого голоса педагога, "выключался" минут через пять. Попросили девушку говорить потише - и мальчик стал легко выдерживать занятия.

Комментариев нет: