25 мар. 2010 г.

Вредные обобщения

WMJ.ru

Кто из нас любит конфликты? Да никто! Однако бессмысленная перепалка может вылиться в цивилизованную беседу, которая позволит достичь согласия и прийти к позитивному результату.

Во время конфликта мы часто в пылу агрессии употребляем речевые искажения, обобщения, упущения. И это мешает нам наладить друг с другом взаимопонимание.

Если ты хочешь остановить конфликт и превратить его в мирные переговоры, тебе нужно всего лишь вовремя поймать собеседника на неконструктивном речевом искажении, обобщении или опущении и задать ему правильный вопрос. Итак, какие же недопонимания встречаются в наших конфликтах и как их ликвидировать?

Непонимание № 1. В своей речи человек превращает непрерывный процесс в конкретный объект и, тем самым, искажает суть спора.

Пример: «Мне не нравятся наши отношения». Отношения – это непрерывный процесс, а не предмет. Соответственно, они не могут «нравиться» или «не нравиться». Или «Меня не устраивает наш брак». «Я ненавижу свою жизнь» «Мне надоело твое неуважение» и т.д.

Выход из конфликта: спроси, каким образом проявляется то, о чем говорит человек. Или попроси конкретизировать. Например: «Каким образом проявляется мое неуважение?» Так ты получишь информацию для конструктивной беседы.

Непонимание № 2. Причиной ссоры часто становятся попытки человека «читать мысли» собеседника.

Пример: «Я знаю, ты меня не уважаешь» или «Конечно, тебе плевать на мои проблемы».

Выход из конфликта. Спроси, как человек узнал об этом. Например: «Как ты узнал, что меня не волнуют твои проблемы?».

Непонимание № 3. Поиски причины конфликта зачастую лишь усугубляют ситуацию.

Пример: ты спрашиваешь: «Почему ты на меня орешь?», а человек тебе в ответ: «Да потому что ты меня бесишь! Нормально с тобой невозможно разговаривать!».

Выход из конфликта. Замени взрывоопасный вопрос «почему?» полезным вопросом «зачем?». Например: «Зачем ты повышаешь на меня голос? Чего ты хочешь этим добиться?» Это должно помочь вам обоим вспомнить, какой цели вы пытаетесь достичь, и ваша беседа станет более продуктивной.

Непонимание № 4. У каждого человека свое понимание того, что такое сильно и слабо, хорошо и плохо, умно и глупо и т.д. Отсюда и разногласия.

Пример: тебе говорят: «Ты работаешь недостаточно усердно» или «Ты меня любишь недостаточно сильно».

Выход из конфликта. Нужно узнать внутренние стандарты собеседника. Спроси: «Что вы считаете усердной работой?», «Что мне нужно сделать, чтобы ты счел мою любовь достаточно сильной?»

Комментариев нет: