8 апр. 2010 г.

Как измерить благосостояние в сантиметрах


Для одних рост, не духовный, а самый обыкновенный физический, выраженный в сантиметрах, или дюймах, не значит ничего, для других это повод для гордости, для третьих – причина переживаний, комплексов и изнурительных попыток хоть немного «вытянуться», или наоборот, чуть-чуть «сжаться».

Для профессора Бориса Миронова, старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, рост – исторический показатель уровня жизни народов и благосостояния людей. Физическому росту, в ту пору жизни, когда он возможен, во многом, способствуют остатки выработанной из нашей пищи энергии, которые мы не тратим на повседневные дела и заботы. К сожалению, излишки нерастраченной энергии прибавляют нам и вес, но сейчас не об этом. Говоря коротко и упрощенно, чем лучше мы едим, тем лучше и растем. И наоборот. Профессор Миронов осуществил уникальный для России анализ ее истории. Он по крупицам собрал антропометрические данные россиян за три века – восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый и, кроме того, провел сопутствующие исследования разных аспектов жизни людей в тот период.

В стародавние времена, как и сегодня, было принято записывать рост молодых новобранцев, рекрутированных в армию. Причем, брали туда самых рослых. Г-н Миронов обнаружил 306 тысяч таких записей, сделанных с 1701 по 1915 годы и никогда ранее не публиковавшихся. Ученый вносил эти данные в компьютер три с половиной года, причем это стало лишь началом кропотливой работы.

Впоследствии он добавил в базу данных еще полтора миллиона записей, сделанных в период с 1915 по 2000 годы. Благодаря этому статистика получилась впечатляющей и убедительной. Можно возразить: «А как же генетика? Разве не от нее зависит рост человека?» Безусловно, от нее. На 80%. А вот оставшиеся 20%, что немало – это, как раз, наш образ жизни и питание. Иначе как объяснить то, что всего за 50 последних лет, согласно сравнительным таблицам г-на Миронова, японцы – далеко не самые высокорослые люди на планете, прибавили, в среднем, 12 см – со 160 до 172 у мужчин. Вряд ли их генетика кардинально изменилась за столь краткий для подобных «скачков» период. Как бы то ни было, главным объектом исследования Бориса Миронова были россияне.

«Рост – это замещающий интегральный показатель достатка. Отсюда следует, что люди, чьи базисные потребности удовлетворяются лучше, превосходят тех, чьи базисные потребности удовлетворяются хуже. И если мы распространяем этот вывод на популяции, на социальные группы, смотрим в историческом аспекте, мы получаем картину того, как меняется биологический статус... Биологический статус – это часть дохода... Для России – это еще и показатель уровня жизни, потому что мы значительную часть своего жалованья, своих доходов тратим на поддержание жизни», – объяснил Борис Миронов журналистам в РИА «Новости», где он представлял результаты своего исследования. Профессор пояснил, что если американцы, по его данным, в среднем, тратят на питание 10-12% своих доходов, россияне – 50-60%.

Сравнительный анализ записей с 1701 по 1985 годы показывает, что в восемнадцатом веке существовала тенденция к постепенному уменьшению российских мужчин в росте. Данные о женщинах в этот период собрать намного труднее, но можно резонно предположить, что их рост также уменьшался. За восемнадцатое столетие показатель снизился на 5 см. Когда Петр Первый, кстати, двухметровый мужчина, вступил на российский престол, средний рост его взрослого и здорового подданного равнялся 165 см. А к концу века даже физически развитые рекруты могли похвастаться, в среднем, 160 см от пяток до макушки. Сказались тяготы и лишения войн, строительства империи, обретения государственного величия и могущества за счет, в том числе, и рабского труда. При этом знатные и простые, богатые и бедные россияне отличались, помимо всего остального, пятисантиметровой разницей в росте. Естественно, в пользу богатых.

В девятнадцатом веке дела в России шли явно лучше, и россияне начали вырастать, прибавив к Первой мировой войне 9 см. А это на полголовы длиннее предков.

Тенденция физического роста подданных была хорошо заметна на фоне экономического роста империи с 1861 по 1913 гг., когда повышался доход на душу населения, и Россия, по некоторым показателям, обогнала европейские страны. Спрашивается, почему же на школьных уроках истории по сей день говорят о тяжелейшем положении рабочих и крестьян в то время? И почему в 1917-м все закончилось революцией и сменой государственного строя? Выводы Бориса Миронова парадоксальны: «Я не утверждаю, что русский рабочий, или крестьянин благоденствовал в начале 20 века. Я лишь утверждаю, что уровень его жизни систематически за 4-5 поколений увеличивался... Но, во-первых, когда уровень жизни повышается, хочется жить еще лучше... И потом, это была борьба элит за власть. Думаю, пора об этом открыто сказать».

В двадцатом столетии тенденция к увеличению роста, в целом, сохранялась. Хотя в советской России до середины 20-х годов биологический статус понижался после всех потрясений революции, гражданской войны, голода. Не способствовали физическому развитию такие коренные общественные преобразования, как индустриализация и коллективизация. Вообще, средний рост нации уменьшается в периоды социальных потрясений, войн, затянувшихся бедствий, или многолетних реформ, требующих большой отдачи сил и снижающих уровень жизни. Древняя китайская мудрость «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!» доказывается с помощью обычной измерительной линейки.

Выводы Бориса Миронова подтверждаются и другими современными данными. К началу реформ в середине 80-х средний рост мужчин в России равнялся 176 см, женщин – 164. А вот экономические потрясения 90-х отразились на росте нынешнего и будущих поколений. Многие дети, родившиеся после 1990 года, повзрослев, оказываются меньше, чем могли бы быть. Пагубно влияет на рост плохая экология, отсутствие культуры питания, неправильный рацион, искусственные добавки, генные модификации и новые технологии сохранения пищевых качеств продуктов. Самые рослые люди сегодня – голландцы (188 см – мужчины, 177 – женщины, статистика 2004 г.) и ненамного от них отстающие норвежцы, шведы и датчане. То есть жители наиболее благополучных стран. Профессор Миронов полагает, что россияне, сложись их история по-другому, могли бы быть точно такими же великанами – генетически для этого есть все предпосылки.

Американцы уже давно уперлись в отметку 180-181 см (опубликовано в 2004 г.), и в росте, если и сдвигаются, то в сторону уменьшения. Зато прибавляют в весе – в немалой степени «благодаря» фаст-фуду. Остановившихся в росте американцев все быстрее догоняют вышеупомянутые японцы.

Борис Миронов видит три возможных сценария развития биологического статуса россиян.

Первый вариант профессор называет «моделью США». Доходы растут, но биостатус снижается из-за ухудшения питания, медицинского и социального обеспечения, плохой экологии и т.д.

Второй вариант, по г-ну Миронову, «модель Евросоюза». Доходы растут медленнее, чем в США, но биостатус повышается вслед за повышением уровня жизни значительной части, или большинства населения.

Третий вариант, пока никак не названный исследователем – понижение биостатуса, как следствие ухудшающих качества и уровня жизни.

Более точных прогнозов ученый сейчас не дает. Видимо, в 2010 году все три сценария кажутся вполне правдоподобными.

voanews.com

Комментариев нет: