В современных условиях оно больше не выполняет мессианскую задачу спасения определенной нации.
У моего маленького сына началась пора «почему». Некоторые его вопросы ставят меня в тупик. Обливаясь потом, пытаюсь сформулировать объяснение явлениям, которые взрослый человек считает данностью, и понимаю: не так-то это и просто. Ведь мы многое принимаем на веру только потому, что «так надо», «так принято» или «так было всегда».
Если задать латвийскому обществу детский вопрос: «А зачем существует латвийское государство?» — ответ, скорее всего, прозвучит примерно так: «Оно должно быть, потому что должно быть»...
В Древнем Египте такой вопрос не задавался, так как фараон считался потомком бога Солнца, и поэтому подчинение властителю было подчинением непосредственно божеству. В Средние века король уже не назывался потомком бога, но считалось, что власть его божественна по своей природе. В XIX веке стали создаваться объединяющие нацию государства, и в связи с этим государство как таковое провозглашалось великой ценностью.
Сейчас национальные государства уходят в прошлое под прессом глобализации, которая безжалостно отбирает у них власть. Форма их еще существует, но реально доживает последние десятилетия. Все больше решений делегируется наднациональным формированиям. У Латвии решения в военной области делегированы НАТО, большая часть экономического законодательства подчинена регламентам и директивам ЕС. Гимн, герб, флаг, конституция, посольства — это, может быть, и хорошо, но для жителей важно, что государство способно сделать для них.
В последний раз цель существования независимого латвийского государства была сформулирована национальной элитой в начале 90-х. Тогда было объявлено, что оно необходимо для сохранения латышской нации и ее языка. Для достижения этих целей была выбрана устаревшая модель национального государства, и общество тогда было разделено — и по гражданству, и по национальному признаку.
Именно в тот момент была упущена возможность создать новое современное государство, гибкое, динамичное, с использованием потенциала всех наций, живущих в Латвии.
Прошло 20 лет. В современных стратегических программах Латвии опять доминирует предложение консолидироваться вокруг латышского языка и культуры. При всем глубочайшем уважении к латышскому языку и культуре, им не под силу сплотить всех жителей Латвии, и это уже доказано временем.
Состоявшееся вступление в ЕС и НАТО и будущее введение евро также не являются целью — это лишь возможные инструменты ее достижения. Когда человек садится в трамвай, его цель — доехать в нужную точку, например, чтобы попасть на лекции в университет, или погулять по Старому городу, или добраться до работы и сделать там что-то важное. У нас же получается, что поездка в трамвае и есть то, ради чего все и затевалось. Конечно, можно наслаждаться и самим процессом езды, но ведь не сорок же раз по кругу!
Современное государство не должно упиваться своим божественным происхождением, и оно больше не выполняет мессианскую задачу спасения определенной нации. Оно должно подстраиваться под нужды конкретного общества и личностей, в нем живущих. У него есть конкретные задачи: справиться с перегибами свободного рынка, оказать помощь и перераспределить средства для детей, пожилых и немощных, обеспечить безопасность жителей, дать возможность получить образование и медицинскую помощь и ряд других очень важных и отнюдь не помпезных функций.
Можно сравнить отношение к современному государству с отношением к профсоюзу. Мы же не падаем ниц перед профсоюзным боссом и не кричим: «О великий бог Солнца Ра, десять тысяч лет жизни тебе!» Мы не считаем, что профсоюз имеет сам по себе великую ценность, которую надо защищать до последней капли крови. Мы не считаем, что он должен защищать интересы только одной части своих членов, а у второй есть только обязанность платить членские взносы. Мы ждем от него конкретных результатов для всех, эффективной защиты своих интересов и поддержки в чрезвычайных ситуациях.
Государство не самоцель, и если оно существует, то должно приносить пользу своим жителям, а не просто «быть». Слишком большая роскошь — содержать большое количество государственных атрибутов без конкретной пользы для людей. В Латвии назрела необходимость провести ревизию целей, точнее, для начала хотя бы попытаться их сформулировать. Особенно важно, чтобы они разделялись всеми жителями страны. Тогда и стратегии легче писаться будут, и появится шанс, что их начнут реализовывать. А ответ «потому, что надо» предлагаю считать неудовлетворительным.
Юрий Соколовский — депутат Сейма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий