9 июн. 2010 г.
Виртуальная реальность aффект присутствия
Виртуальную реальность можно сделать совсем убедительной. Для этого нужен простой трюк.
Перед тем как приступить к работе, американский психолог Кэтлин Армел из Калифорнийского университета просила студентов не делать резких движений. Сначала это было несложно: усадив очередного добровольца за стол, женщина начинала постукивать пальцами по его кисти. Так проходило несколько минут - молодой человек успокаивался и переставал обращать на эти действия внимание. И тут психолог резким движением выкручивала студенту пальцы.
Опыт Армел выглядел жестоко, но на самом деле ни одного человека не пострадало. Психолог отгибала пальцы на резиновой конечности, которая лежала перед подопытным. Свою настоящую руку он не видел - ее скрывала перегородка на столе. Но добровольцы все равно испытывали стресс - они мгновенно забывали про инструкции и как ошпаренные отдергивали руку. «По глазам было хорошо видно, что они пугались, - вспоминает Армел. - Потом многие нервно смеялись». А два особо впечатлительных студента даже уверяли ее, что действительно чувствовали боль.
Секрет фокуса прост. Прикасаясь к муляжу, психолог одновременно трогала своих подопечных за скрытую от глаз живую руку. Пара таких движений - и возникала иллюзия, что муляж это и есть рука. Семь лет назад Армел доказала, что на такой трюк попадается большинство людей, а совсем недавно подобным иллюзиям нашлось и практическое применение. В эксперименте Мэла Слейтера из Университетского колледжа Лондона роль резинового муляжа играл смоделированный на компьютере персонаж. Прикасаясь к плечу путешествующих в виртуальной реальности людей, ученый заставил их почувствовать себя в теле вымышленных героев. Возможно, эту технологию уже совсем скоро начнут применять в медицине.
ДЕВОЧКИ, ЖИВУЩИЕ В СЕТИ
Участникам эксперимента Слейтера предстояло сменить пол - разумеется, виртуально. Двадцать четыре мужчины надели специальные очки и увидели мир глазами маленькой девочки. Они перенеслись в небольшую комнату. В ней стоял стол, шкаф, диван, кругом были разбросаны игрушки, а в камине горел огонь. Но главное - в комнате стояло огромное зеркало, в котором можно было увидеть отражение своего «аватара».
У добровольцев было мало времени, чтобы изучить помещение, - они находились там не одни. Рядом стояла взрослая женщина, поведением которой управляла компьютерная программа, и участники опыта смотрели на нее снизу вверх. В какой-то момент женщина начинала тормошить девочку за плечо, а Слейтер одновременно проделывал то же самое со своими подопечными. Это продолжалось долго - ученый ждал, пока в их мозгу возникнет иллюзия и они начнут чувствовать свои виртуальные тела.
Потом женщина убирала руку, и участники эксперимента решали, что их оставили в покое. Но тут виртуальная девочка неожиданно получала звонкую пощечину - мужчины хорошо слышали этот звук в наушниках. Вскоре женщина наносила еще два удара. За этой сценой добровольцы наблюдали уже не глазами ребенка, а со стороны. «Мы с коллегами подумали, что будет слишком жестоко заставлять участников опыта смотреть на все это от первого лица», - рассказывает Слейтер. Во время первого удара его добровольцы как будто вылетали из тела ребенка, зависая под потолком. «Трюк с перемещением всех очень впечатлил, - вспоминает ученый. - Один человек признался мне, что это было мистическое переживание - как будто душа внезапно покинула тело».
Впрочем, перед тем как взлететь под потолок, мужчины все равно успевали порядочно перепугаться. Они рассказали Слейтеру, что вид женщины, которая вот-вот отвесит пощечину, вызывал у них самый неподдельный страх. Ученый в таких признаниях и не нуждался - он следил за уровнем стресса с помощью датчика сердцебиения.
Слейтер решил убедиться, что именно ощущение прикосновения заставляет людей сживаться с виртуальными персонажами, и повторил опыт с новой командой добровольцев. На этот раз ученый прикасался к их плечу невпопад - в те моменты, когда с виртуальным телом ничего подобного не происходило. На этот раз участники эксперимента не испугались пощечины. Эта сцена для них была не страшнее мультфильма.
ЛЕКАРСТВО ОТ ФОБИЙ
У тех же, кто попадал под действие такой иллюзии, не получалось ее быстро развеять. Как это может быть, показал в своем эксперименте первооткрыватель эффекта «резиновой руки» - психолог Мэтью Ботвиник из Университета Питтсбурга. Сначала ученый показывал добровольцам этот, ставший классическим, фокус, а потом просил их выполнить еще одно, совсем простое задание. Закрыв глаза, участники опыта дотрагивались пальцами правой руки до левой - за которую они еще недавно принимали муляж. С первого раза получалось не у всех. Люди промахивались не случайно - их пальцы сами тянулись немного левее, чем было нужно, туда, где раньше лежала резиновая рука. «Существование таких иллюзий заставляет пересмотреть наши представления о том, как человек воспринимает самого себя, - размышляет Слейтер. - Связь мозга с телом оказалась менее прочной, чем мы могли себе это представить».
Работа Слейтера вызвала восторженные отклики. «В последнее время все только и занимаются тем, что создают как можно более сложные виртуальные пространства. Наконец-то мы начали думать о самих путешественниках», - говорит шведский нейрофизиолог Хенрик Эрссон, известный специалист по виртуальной реальности.
Он уверен, что передача тактильных ощущений - это как раз то, чего не хватает современным компьютерным технологиям. «Столь популярные сейчас социальные сети на самом деле только отдаляют людей друг от друга, - рассуждает Эрссон. - Настоящее общение невозможно без прикосновений, тех же рукопожатий».
Слейтер с этим согласен. Он продолжает совершенствовать свою методику и уже придумал способ, позволяющий автоматизировать его эксперименты. Теперь Слейтер использует устройства, которые закрепляются на теле добровольца и в нужный момент создают ощущение прикосновения. «Я пока помолчу о том, для чего мы собираемся все это применять, - говорит ученый. - Сначала нужно получить патенты».
Одно из возможных практических применений - медицина. Все больше исследователей подумывают о том, чтобы использовать виртуальную реальность для лечения психических расстройств. Психиатры из больницы «Сент-Маргерит» в Марселе хотят применять эту технологию, чтобы избавлять людей от клаустрофобии. Они собираются погружать пациентов в виртуальную реальность, где люди постепенно учились бы не бояться замкнутых пространств. Если человек будет чувствовать еще и прикосновения (например, стен в крошечной комнате), то тренировка станет более эффективной.
Еще такая технология не помешала бы испанскому психологу Кристине Ботелье. Она рассчитывает использовать ее для лечения патологической боязни насекомых и пауков. Сейчас ее разработка выглядит так: надевший специальные очки человек видит, как по его телу начинают ползать тараканы. Для полного реализма здесь не хватает тактильных ощущений.
http://www.newsweek.ru/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий