9 сент. 2010 г.

Цифровой ранец

Современный школьник точнее, так: современный школьник напоминает издалека трудолюбивого муравьишку, сосредоточенно волокущего куда-то ценную добычу, что в несколько раз превосходит его собственный вес. Огромные ранцы и рюкзаки — особенно огромные на младшеклассниках — забиты необходимыми учебниками и тетрадками; не забудем про спортивную форму и сменку.

Удобство персонального компьютера как замены традиционным учебным пособиям - в его практически неограниченной информационной емкости. Сам по себе мобильный школьный ПК может весить килограмма полтора-два, но всевозможных учебных пособий в него поместится прорва - в оцифрованном виде, само собой, зато хоть на весь срок обучения, вплоть до 11-го класса.
Конечно, если мы не хотим, чтобы следующее поколение в принципе разучилось писать от руки, хотя бы одну тетрадь школьникам носить с собой все же придется. Возможно, кстати, в ситуации тотального перевода образования на цифровые рельсы будет иметь смысл возродить отдельный предмет «чистописание», а на уроках русского языка основное внимание уделять повышению уровня грамотности - который в Интернете, судя по популярнейшим блогам и социальным сетям, низведен ниже любого разумного минимума.
Сейчас компьютеры, которые установлены в подавляющем большинстве школ, представляют собой в основном монументальные «башни» с не самой производительной начинкой - что, впрочем, само по себе не так уж и страшно; надо ведь было с чего-то начать. Однако для идеальной школы настоящего (и тем более будущего) единственным разумным вариантом представляются по-настоящему персональные мобильные компьютеры, остающиеся в распоряжении каждого школьника и на уроках, и дома.
Бить рекорды производительности таким ПК незачем, - даже для отображения интерактивного учебного контента более чем достаточно будет мощности современных нетбуков. История нетбуков начинается во второй половине 1990-х, - с миниатюрных компьютеров типа Psion netBook или сверхпортативных машинок на базе Windows CE. Сами по себе они были очень неплохи для своего времени, однако неразвитость широкополосных сетей передачи данных (беспроводных, прежде всего) и доминирование Web 1.0 в Интернете существенно ограничили область их применения. В 2005-м международный неприбыльный консорциум OLPC (One Laptop Per Child; «по мобильному компьютеру - каждому ребенку») начал разработку амбициозного проекта.
Предполагалось создать миниатюрный ноутбук итоговой розничной ценой в сотню долларов, ориентированный исключительно на сферу образования, и распространить его по миру в по-настоящему массовом порядке. Идея OLPC, по сути, провалилась (во многом из-за технических недоработок), но с 2007 г, после появления ASUS EeePC, первого «нетбука» в сегодняшнем смысле этого слова, мобильные компьютеры действительно стали гораздо доступнее для школьников - пусть по цене в 300-500 долл., а не в сотню.
Многие родители охотно приобретают недорогие нетбуки для своих чад - однако используются эти компьютеры чаще всего как Интернет-терминалы и игровые ПК (пусть и не способные «потянуть» самые современные игры). Для того, чтобы нетбук стал по-настоящему пригодным для организации учебного процесса компьютером, необходима серьезная ориентированность школы на применение ПК - и, в идеале, унификация таких ПК; их специализация под школьные нужды.
Самая важная веха в истории «цифрового портфеля» - 2008 год. Компания Intel, которая в этом году вышла из консорциума OLPC, предложила собственное видение образовательной цифровой системы, - Classmate PC. Этот нетбук ценой более 200 долл. специально спроектирован с расчетом на эксплуатацию детьми - не самыми аккуратными и внимательными пользователями, скажем прямо.
Прочный корпус, резиновые вставки для гашения толчков и ударов, удобная ручка для переноски, отчетливо откликающиеся на нажатия клавиши и кнопки, наличие беспроводных коммуникаций - это его безусловные плюсы. Небольшой дисплей, отсутствие дополнительной функциональности вроде оптического привода, не самую высокую производительность однозначными минусами считать трудно - учитывая, что нетбук предназначен для решения учебных задач. Даже не слишком большая емкость встроенного SSD-накопителя Classmate PC - не помеха, если в школе организована полнофункциональная учебная сеть с возможностью подгрузки необходимых на данном конкретном уроке материалов по беспроводному интерфейсу.
Движителем же «мобильно-школьной эволюции» стали процессоры Intel Atom. Этот недорогой и энергоэффективный процессор, как сегодня уже ясно, стал не просто очередным кристаллом в обширном семействе процессоров Intel. Благодаря Atom (экономичному во всех смыслах) изготовители ноутбуков и нетбуков создали целую плеяду мобильных систем нового поколения. Фактически, впервые в истории ИТ-индустрии появилась возможность воплотить в жизнь систему «один ученик - один компьютер», разительно отличающуюся от прежних, когда школьник видел компьютер лишь издалека. И сегодня реальные примеры распространения Classmate PC по миру свидетельствуют, что при сравнительно небольших вложениях в «железо» удается серьезно повысить уровень компьютерной грамотности. Classmate PC способны вывести обучение на новый, современный уровень, - это первый шаг к коренной, пусть и постепенной, перестройке всей системы образования под новые реалии цифрового мира.
Intel.ru

Комментариев нет: